Постановка речи

Воплощение идеала

Постановка речи – умение толково написать речь и произнести её, используя  смысловые различия для  разных типов речи: для академической лекции, юридической и других выступлений.

Обычно смешиваются и употребляются два совершенно разных слова: разговаривать и говорить. А между тем, между этими понятиями – большая разница. Есть люди, которые с точки зрения хорошей дикции говорят очень хорошо, у них хорошая постановка голоса,разговаривают же они, увы, плохо

Можно пойти в суд, поговорить со знакомым адвокатом, его разговор будет прост и естественен. Потом пойти за ним а в зал суда и послушать, как он будет говорить свою защитительную речь. Можно увидеть другого человека, качества речи переменятся, если он был естественен, теперь он напыщен, туго думает, цедит слова.

Одинаково требуется правильно говорить, как и правильно читать, а так как говорят по большей части не правильно, то можно и нужно научиться говорить правильно.

Есть отличный способ научиться правильно говорить, это выучиться правильно читать.

Как правило, тот, кто привык с детства много читать, тот умеет выстраивать в речи логику своей мысли последовательно. Он может ещё не уметь играть голосом, но, по крайней мере, говорить связно и образно мыслить при этом он приучится. К сожалению, и это заметно, нынешнее молодое поколение, мало читающее, и потому часто не умеет выстраивать свою речь.

Интересен такой факт, что когда перед человеком лежит готовый текст выступления, он свободнее в выборе выразительных средств в озвучивании этого текста. Поэтому тренинг постановка речи должен проходить на художественных, публицистических и стихотворных текстах, несущих в себе пропорциональность и рельефность.

Идея включения искусства выразительного чтения в речевой тренингосуществляется сегодня активно. Такие занятия требуют постоянной проверки, критической оценки и должного направления со стороны наставника, как это происходит при практическом изучении языков, пении, музыке. Сам учащийся не может судить о правильности своих приёмов, только компетентный руководитель со знанием технических и художественных свойств декламационного искусства может быть в некотором смысле судьёй.

В изложении человеком своей темы публично предполагается произвол излагающего, Декламирующий же прозаические или стихотворные тексты, излагает уже изложенное.

В ораторской речи совмещаются изложение и исполнение речи.

Тренингом публичного выступления, как правило, занимается не только выразительной составляющей речи, но и построением композиции речи и наполнением её смыслом и словесным выражением. И это являет предмет особого искусства сочинения ораторских речей, искусства соприкасающегося и с авторским талантом и законами логики.

Надо условиться, под выразительным чтением, или выразительным выступлением предполагается такое воспроизведение текста, которое совмещает в себе все качества живой и свободной речи, признаком чего и будет выразительная речь.

Слушая художественную речь, человек проходит через три стадии восприятия:

  • физические органы слуха слышат речь
  • органы мышления понимают содержание речи, её логический смысл
  • способность к воображению, душевная деятельность сочувствует смыслу звучащего текста

Эти три стадии восприятия определяют три группы средства искусства выразительного чтения, три группы условий этого искусства:

  • технические условия, предметом которых является передаваемая органам слуха  речь. Голос, его объём, сила и тембр. Относительный тон и его изменения. Дыхание и искусство управлять им. Произношение: чистота, правильность и красота.
  • логические условия, передающие логический смысл содержания речи через логическое тонирование речи. Тонирование отдельных слов в предложениях, Логические ударения. Разделение предложений и их частей знаками препинания и паузами. Тонирование частей предложений, целых предложений и частей периодов – применением к ним рычагов тона.
  • художественные условия (классический стиль, эпический, романтический, лирический стиль, сентиментальный, начно-философский), передающие внутреннее художественное содержание произведения.


Добавить комментарий