Подростковое общение

Подростковый возраст — сложное время перехода из детства в мир взрослых. Меняется всё: внешность, привычки, вкусы и взгляды. Идёт физиологическая перестройка организма — и подростку приходится приспосабливаться к переменам, заново открывая себя. В этом возрасте одним из ведущих видов деятельности становится общение.

Подростковое общение — основной инструмент формирования и развития личности. В контактах с ровесниками и взрослыми подросток ищет ответы на вечные вопросы: «Кто я?», «Как видят меня окружающие?», «Каково мое место среди других?».
Процесс обретения себя не всегда идет гладко, у педагогов есть даже поговорка «Легких подростков не бывает». Многие испытывают разнообразные сложности в общении: резкость, конфликтность и в то же время скованность, высокую чувствительность к внешним оценкам. Как же помочь вашему трудному подростку пройти этот период с максимальной пользой и минимальными издержками?

Общению тоже можно научиться

На наших тренингах мы ставим цель — формирование подростком благоприятной речевой ситуации для установления контакта со сверстниками и взрослыми, обретение уверенности, взаимного уважения и доверия, раскрытие индивидуальности в своей речи.
В основу занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста заложена идея подросткового общения, вооружающая учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить для ребёнка подросткового возраста ещё важнее, чем умение писать. И поэтому студия ведет тренинги подросткового общения под тем же девизом — «Говори свободно!».

Упражнения подталкивают учеников к мысли, что мир слова увлекателен, разнообразен и неисчерпаем. И поэтому в первую очередь нужно развить голос подростка.
Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь. Педагог-тренер обогащает общение ребёнка новыми красками. Подростковый голос нуждается в постановке, как и взрослый. Этому способствуют упражнения, нацеленные на овладение техникой речи: осанкой, дыханием, дикцией, резонированием, хождением по звуковысотному диапазону.

От сленга до красноречия

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность, невозможно подростковое общение. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Взрослые часто сетуют на то, что речь подростков бедна и пересыпана малопонятными «мусорными» словечками. Вместо бесплодной борьбы с молодежным сленгом мы предлагаем подростку попробовать новые, взрослые регистры общения, обогащаем его речь новыми оттенками и нюансами.

Тренинг подросткового общения включает в себя и развитие устной неподготовленной речи ребенка. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию. Развивается так называемая спонтанная речь. В ней в полной мере представлен голос подростка как музыкальный инструмент, с помощью которого можно выразить тончайшие оттенки чувства. Дополнительный курс «Искусство художественной речи» призван усилить выразительность голоса, расширить диапазон интонаций и научить владеть ими.

Художественная речь является исполнительским искусством, задача которого — превратить слово написанное в слово звучащее. Ясная и правильная передача мыслей автора — первая задача выразительного чтения. Возрастные особенности подростков позволяют использовать произведения разных авторов: сказки, стихи, басни, рассказ.

Не только техника речи

На групповых занятиях подростки учатся не бояться осуждения со стороны сверстников, не комплексовать, создавать и поддерживать атмосферу доброжелательного общения. И поэтому, когда занятия проходят в группе — это позволяет голосу подростка зазвучать в полную силу. Подростковое общение, требует, можно сказать, искусства произнесения, технически совершенного, искусства свободного устного изложения своих мыслей, богатых экспрессией.
Групповые занятия дают возможность смоделировать и проиграть разнообразные речевые ситуации. Устный экзамен, выступление в ток-шоу, рассказ о себе, защита учебного проекта, интервью с потенциальным работодателем — все эти жизненные ситуации можно заранее примерить на себя в безопасной, дружелюбной обстановке.

Художественная речь даёт возможность тренировать голос в разной высоте, силе и длительности, подчёркивать голосом грамматические центры и делать голосовые усиления, увеличивая силу и длительность тона, относительно меняя высоту звучащей речи. Подростковое общение должно нести в себе ритм мышления, ритм понятий, а не самих слов.

Кроме групповых тренингов наша студия предлагает также индивидуальные занятия для подростков, направленные на оттачивание именно тех навыков, которые требуют совершенствования.



Добавить комментарий