Учиться говорить и слушать

Учиться говорить и слушать

Учитесь говорить и слушать. Культура ХХ века, основанная на письменной передаче информации, во многом монологична. Письмо и чтение почти всегда отделены друг от друга. Читатель обычно не мог подробно расспросить автора, чтобы уточнить своё понимание книги. Авторы, в свою очередь, не могли понять, качественно ли были прочитаны их книги. Им тоже не хватало возможности задать свои вопросы.
Сейчас, в веке XXI, с распространением интерактивных технологий в культурном поле возрождается традиция диспута, спора, обсуждения, прямого обмена мнениями. Однако, прежде чем говорить о новой диалогичности, обернемся к истокам.

«…Такой уж мой всегдашний обычай, что, когда кто-нибудь что-нибудь говорит, я прилагаю свой ум, хотя бы, впрочем, говорящий и казался мне мудрецом, — и, желая узнать, что, собственно, он говорит, я расспрашиваю и пересматриваю и сопоставляю его слова, чтобы понять их. А когда говорящий кажется мне плох, то я и не переспрашиваю, и нет мне заботы, что он там говорит. На этом самом ты и узнаешь, кого я почитаю мудрым: так как ты всегда увидишь, что я озабочен тем, что говорит такой человек, и выспрашиваю у него, чтобы, научившись, получить какую-нибудь пользу».

Платон. «Гиппий Меньший»

В отличие от письма и чтения, говорение и слушание проходят во взаимообмене, в двустороннем взаимодействии, когда оба собеседника задают друг другу вопросы и отвечают. Во времена Платона такой диалог был прямым, непосредственным, лицом к лицу. Сейчас собеседники могут общаться на расстоянии, не только с помощью средств голосовой связи, но и в формате онлайнового чата, комментирования. Филологи считают, что такой формат тяготеет скорее к устной, чем к письменной речи.

Если вы педагог, лектор, если вы продаёте свой товар или убеждаете собеседника с практической целью, знайте, что ваша речь не достигнет должного эффекта, если не будет дополнена обсуждением. Обмен аргументами — неотъемлемая часть диалога.
Эту мысль подтверждают примеры современной политической жизни. В решении социальных вопросов центральное место отводится обсуждению в парламенте, на телевидении. Общественные деятели сегодня выдерживают шквал вопросов, на которые должны дать ответы. Мало провести агитацию, продавая ту или другую идею. Аудитория ждет не усредненных аргументов, а ответа на личные вопросы. Этот формат используется в радио- и телепередачах, идущих в прямом эфире. Граждане реагируют на выступления специалистов, комментируя их, задавая вопросы. Форумы и диспуты на самые разные темы проходят в библиотеках, на книжных ярмарках, на научных кафедрах.
В публичном выступлении нет мелочей. Оратор, желающий добиться успеха, должен не только владеть предметом разговора, но и обладать суммой умений и навыков. Спокойствие и уверенность или напротив — тревога и скованность — все это отражается и считывается на уровне жестов, интонаций. Аудитория оценивает оратора — и немедленно возвращает ему свои впечатления.
Но и к слушателям такая ситуация обратной связи предъявляет высокие требования. Некачественное слушание и неумение задавать вопросы напрямую свидетельствует о невнимательности или недопонимании. Чтобы получить ответ, нужно для начала ясно и чётко поставить вопрос.
Оратор и слушатель — равнозначные участники коммуникации. Они представляют два разных искусства — говорить и слушать, и тому и другому надо учиться.



Добавить комментарий